Когда начинают спор?
Спор – одна из форм ведения диалога; диалога, вступившего в такую стадию, когда оппоненты утрачивают способность воспринимать аргументацию друг друга и продолжают упорно придерживаться собственной точки зрения. Для спора характерен повышенный эмоциональный фон, более активная мимика и пантомимика (жестикуляция), экспрессивная манера речевого общения. Как правило, спорящие не прибегают к рациональному усилению своей аргументации, подбору новых обоснований своей точки зрения. Каждый из спорящих стремится главным образом оставить за собой последнее слово. По существу, спор – это скорее стремление убедить в своей правоте себя самого, неужели убедить другого или найти истину.
Спор возникает, как правило, в рамках неформальных отношений между людьми: даже если спорящие имеют различный социальный статус, должностной уровень, предмет спора ставит их в равное положение.
В рамках случайного неформального общения (попутчики в поездах, стоящие в очереди и т. п.) споры могут возникать по самым различным вопросам (например по жилищным), причем каждый из спорщиков считает себя достаточно компетентным.
Когда спор становится опасным?
Развитие и исход спора часто зависит от способов и средств его видения, использованный оппонентами. Уже сам факт спора показывает недостаточность используемых оппонентами аргументов и необходимость приведения дополнительной аргументации. Однако такового не происходит. Однако такового не происходит, а чаще аргументация подменяется оценочными суждениями, касающимися личности оппонентов.
Этот шаг часто совершается как бы невзначай, непредумышленно и является решающим для поворота спора в опасное русло, ведущее к конфликту и, нередко, к криминалу. Чаще всего один из оппонентов высказывает суждения, касающиеся неспособности другого понять его точку зрения, нередко при этом уточняются, в силу каких особенностей или обстоятельств. Это воспринимается другим спорящим как оскорбление или, во всяком случае, как ущемление его личного достоинства.
Именно этот момент перехода спора с обсуждения какого-либо предмета в русло оценок личностных качеств спорящих должен находиться под вашим контролем и регулировать дальнейшее поведение.
Как следует вести себя в споре?
Оптимальная схема поведения в споре состоит в следующем:
- старайтесь не допускать перехода обсуждения какого-либо вопроса в спор. Помните, что никогда, ни в каком споре истина не рождалась и родиться не могла, потому что спор как форма ведения диалога оппонентами никогда не преследовал цели установления истины;
- инициатором спора, как правило, бывает человек, находящийся в жесткой зависимости от своих состояний, человек с ригидной (тугоподвижной) психикой, имеющий плохо осознаваемый комплекс собственной неполноценности, для которого победа в споре – это прежде всего повышения чувства самоуважения, собственной значимости в глазах других людей. Проигрыш в споре для него чуть ли не личная трагедия, глубокая, хотя и тщательно скрываемая психическая травма;
- как правило, последствия спора не влекут для оппонентов никакой серьезной ответственности. Поэтому прения быстро превращаются в пустую болтовню. Достаточно возложить на спорящих ответственность за отстаиваемые ими позиции, как спор нередко прекращается сам собой;
- остерегайтесь и воздерживайтесь от перехода спора на уровень высказываний о личности оппонента; сделав такой шаг, сделав такой шаг, вы создаете из оппонента врага. Но если вы попали в такую ситуацию по своей либо не по своей воле или непростительной оплошности, постарайтесь немедленно выйти из спора и контакта с вашим оппонентом;
- если выйти из спора спокойно не удается и вы чувствуете, что осложнение ситуации произошло по вашей вине, принесите свои извинения в любой доступной для оппонента форме и прекратите контакт или перемените тему разговора. Сделайте это в любом случае, независимо от того , какой бы острой ни была реакция оппонента;
- если спор еще находится в той фазе, когда оппоненты способны воспринимать какую-либо рациональную аргументацию, обратитесь с согласия оппонента за помощью в разрешении проблемы к третьей стороне – незаинтересованной и компетентной (например медиатору);
- в любом случае согласитесь с решением, принятой третьей стороной, и на этом закончите спор, если вы усомнились в правильности решения третьей стороны, задумайтесь о том, что лично вас заставило вступить в спор или участвовать в нем, почему вы так уверены в своей позиции. После спокойного размышления вы увидите, что были не правы;
- победить в споре нельзя по самой природе этого явления. Чего можно добиться – это либо прекратить спор, оставшись при своем мнении, либо побудить противника к приведению дополнительной аргументации в свою пользу. И того и другого можно достичь, признав точку зрения противника как имеющую право на сосуществование, но оставшись при этом при своем мнении. Этим вы предотвратите переход спора в конфликт и возможный криминальный исход этого конфликта.
Автор статьи - Дюжев-Мальцев Вадим Валериевич
Полное или частичное цитирование текста данной статьи возможно только со ссылкой на сайт www.youristy.ru