телефон

+7 (499) 390 90 67

+7 (926) 218 83 16

Когда начинают спор?

Спор – одна из форм ведения диалога; диалога, вступившего в такую стадию, когда оппоненты утрачивают способность воспринимать аргументацию друг друга и продолжают упорно придерживаться собственной точки зрения. Для спора характерен повышенный эмоциональный фон, более активная мимика и пантомимика (жестикуляция), экспрессивная манера речевого общения. Как правило, спорящие не прибегают к рациональному усилению своей аргументации, подбору новых обоснований своей точки зрения. Каждый из спорящих стремится главным образом оставить за собой последнее слово. По существу, спор – это скорее стремление убедить в своей правоте себя самого, неужели убедить другого или найти истину.

Спор возникает, как правило, в рамках неформальных отношений между людьми: даже если спорящие имеют различный  социальный статус, должностной уровень, предмет спора ставит их в равное положение.

В рамках случайного неформального общения (попутчики в поездах, стоящие в очереди и т. п.) споры могут возникать по самым различным вопросам (например по жилищным), причем каждый из спорщиков считает себя достаточно компетентным.

Когда спор становится опасным?

Развитие и исход спора часто зависит от способов и средств его видения, использованный оппонентами. Уже сам факт спора показывает недостаточность используемых оппонентами аргументов и необходимость приведения дополнительной аргументации. Однако такового не происходит. Однако такового не происходит, а чаще аргументация подменяется оценочными суждениями, касающимися личности оппонентов.

Этот шаг часто совершается как бы невзначай, непредумышленно и является решающим для поворота спора в опасное русло, ведущее к конфликту и, нередко, к криминалу. Чаще всего один из оппонентов высказывает суждения, касающиеся неспособности другого понять его точку зрения, нередко при этом уточняются, в силу каких особенностей или обстоятельств. Это воспринимается другим спорящим как оскорбление или, во всяком случае, как ущемление его личного достоинства.

Именно этот момент перехода спора с обсуждения какого-либо предмета в русло оценок личностных качеств спорящих должен находиться под вашим контролем и регулировать дальнейшее поведение.

Как следует вести себя в споре?

Оптимальная схема поведения в споре состоит в следующем:

- старайтесь не допускать перехода обсуждения какого-либо вопроса в спор. Помните, что никогда, ни в каком споре истина не рождалась и родиться не могла, потому что спор как форма ведения диалога оппонентами никогда не преследовал цели установления истины;

- инициатором спора, как правило, бывает человек, находящийся в жесткой зависимости от своих состояний, человек с ригидной (тугоподвижной) психикой, имеющий плохо осознаваемый комплекс собственной неполноценности, для которого победа в споре – это прежде всего повышения чувства самоуважения, собственной значимости в глазах других людей. Проигрыш в споре для него чуть ли не личная трагедия, глубокая, хотя и тщательно скрываемая психическая травма;

- как правило, последствия спора не влекут для оппонентов никакой серьезной ответственности. Поэтому прения быстро превращаются в пустую болтовню. Достаточно возложить на спорящих ответственность за отстаиваемые ими позиции, как спор нередко прекращается сам собой;

- остерегайтесь и воздерживайтесь от перехода спора на уровень высказываний о личности оппонента; сделав такой шаг, сделав такой шаг, вы создаете из оппонента врага. Но если вы попали в такую ситуацию по своей либо не по своей воле или непростительной оплошности, постарайтесь немедленно выйти из спора и контакта с вашим оппонентом;

- если выйти из спора спокойно не удается и вы чувствуете, что осложнение ситуации произошло по вашей вине, принесите свои извинения в любой доступной для оппонента форме и прекратите контакт или перемените тему разговора. Сделайте это в любом случае, независимо от того , какой бы острой ни была реакция оппонента;

- если спор еще находится в той фазе, когда оппоненты способны воспринимать какую-либо рациональную аргументацию, обратитесь с согласия оппонента за помощью в разрешении проблемы к третьей стороне – незаинтересованной и компетентной (например медиатору);

- в любом случае согласитесь с решением, принятой третьей стороной, и на этом закончите спор, если вы усомнились в правильности решения третьей стороны, задумайтесь о том, что лично вас заставило вступить в спор или участвовать в нем, почему вы так уверены в своей позиции. После спокойного размышления вы увидите, что были не правы;

- победить в споре нельзя по самой природе этого явления. Чего можно добиться – это либо прекратить спор, оставшись при своем мнении, либо побудить противника к приведению дополнительной аргументации в свою пользу. И того и другого можно достичь, признав точку зрения противника как имеющую право на сосуществование, но оставшись при этом при своем мнении. Этим вы предотвратите переход спора в конфликт и возможный криминальный исход этого конфликта.

Автор статьи - Дюжев-Мальцев Вадим Валериевич

 адвокат по семейным делам

Полное или частичное цитирование текста данной статьи возможно только со ссылкой на сайт www.youristy.ru

Категории

Информация

Дополнительные услуги

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Red Oranges Green Purple Pink

Body

Background Color
Text Color

Header

Background Color

Footer

Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Direction